shadow_left
Logo
Shadow_R
Авторизация
После успешной авторизации Вам будут доступны документы из категорий "Приказы","Письма", "Телефонограммы", "Мониторинги" и "Средние зарплаты".





Забыли пароль?
Кто он-лайн
 
   
08.04.2011 Городской семинар "Управление программным обеспечением в общеобразовательном учреждении" Версия для печати
Публикации - Семинары, конференции
11.04.2011

 Управление образования администрации Копейского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Копейского городского округа
8 апреля 2011 г., 14.00, МОУ СОШ № 6

 Городской семинар «Управление программным обеспечением в общеобразовательном учреждении» для ответственных лиц за информатизацию образования в ОУ. Представление опыта работы МОУ СОШ № 6 по эффективному использованию имеющихся программных продуктов: инвентаризация программного  обеспечения (ПО); управленческий учет ПО; ведение документации, связанной с лицензированием программных продуктов.

Цель семинара — препятствовать появлению нелицензионных копий продуктов на компьютерах общеобразовательных учреждений с целью обеспечения защиты перед государственными органами, занимающимися проверкой соблюдения авторских прав на программы для ЭВМ.  Разработка стратегического подхода и практических процедур приобретения, установки и использования ПО с целью минимизации расходов на лицензирование программного обеспечения.

Ответственные лица: Ким В. Г., директор МОУ СОШ № 6; Житников М., инженер МОУ СОШ № 6; Постникова Т. П., специалист МУ «Управление образования»
 
Программа семинара
(скачать  презентацию, материалы семинара, инструкцию по продуктам Microsoft, информационное письмо управления образования)

1. Лицензии (виды, группы, лицензионное соглашение с конечным пользователем).
2. Работа с лицензия Мicrosoft для образовательных учреждениях.
3. Управленческий учет программного обеспечения
На семинаре ответственным за информатизацию будут выданы акты приема-передачи к договору на право использования программ компании Microsoft для электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Риски, приобретаемые пользователями вместе с нелицензионным ПО:

Риск проверки правоохранительными органами;
Возбуждение уголовного дела, допросы в МВД/прокуратуре, судебные заседания;
Угроза обвинительного приговора, судимость, санкции;
Материальные претензии правообладателя (возмещение причиненных убытков);
Урон для репутации (освещение факта нарушения в СМИ).

Мини-тест для директора общеобразовательного учреждения или ответственного за информатизацию образования в ОУ.
Имеются ли в наличии лицензии на все программные продукты, установленные на каждом из используемых настольных ПК, ноутбуков и серверов?
Уверены ли вы в том, что никто из работников школы не устанавливает самовольно на свой компьютер неавторизованные копии программного обеспечения и ПО для собственных нерабочих нужд?
Все ли программное обеспечение, установленное на ваших настольных ПК, ноутбуках и серверах, приобретено из заслуживающих доверия источников?
Имеется ли в организации документально оформленная политика в отношении правил использования программного обеспечения и закупки лицензий? 
 Управленческий учет программного обеспечения 
Методические рекомендации  по проведению внутришкольного аудита программного обеспечения

Первичный внутришкольный аудит программного обеспечения проводится специалистом, отвечающим за техническое обеспечние использования ИКТ в ОУ  с использованием настоящих методических рекомендаций. В рамках проведения аудита, в первую очередь необходимо провести инвентаризацию аппаратных и программных средств, имеющихся в образовательном учреждении.
Инвентаризация программных средств, поставленных по OEM-лицензированию (OEM — от англ. Original equipment manufacturer) должна проводиться в составе аппаратно-программных комплексов. При ОЕМ — лицензировании ПО неотделимо от поставляемого оборудованием и функции производителя программного обеспечения представляет поставщик комплексного решения.
Отдельные инвентарные карточки заводятся  для программных продуктов, приобретенных (полученных в рамках централизованных поставок или от афелированных организаций)  отдельно от оборудования.
Отдельные  карточки могут быть заведены, например, для учета корпоративных лицензий (их копий), выписанных на управление образования администрации Копейского городского округа.
Для проведения аудита в школе № 6 Копейского городского округа разработаны следующие формы (на основе учетных форм проекта «Первая ПОмощь», см. «Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учёта СБППО»):

Форма 1. Инвентаризационная карточка аппаратно-программных средств. Типовые комплекты оборудования. Типовые комплекты программного обеспечения
Форма 2. Реестр используемого программного обеспечения, сопроводительной документации

Рекомендации по заполнению форм

Инвентаризационная карточка аппаратно-программных средств (Форма 1). Данная форма является основной и заполняется по всем типам оборудования, имеющегося в школе и установленного на нем программного обеспечения. Форма заполняется с учетом постановки оборудования на балланс. Если  компьютер и подключенный к нему принтер имеют различные инвентарные номера, то они вносятся в различные карточки. С другой стороны в исключительных случаях, например, если компьютерный класс поставлен на балланс, как один объект, рекомендуется по каждому компьютеру заполнить отдельную форму, указав для всех них один и тот же инвентарный номер. Форма состоит из четырех основных частей:
1. Общие сведения. При указании кода ОУ и его названия, необходимо указать данные в соответствии с Уставом.
2. Инвентарная карточка. Содержит основные идентификационные сведения об объекте учета, включая информацию о заводском серийном номере (для ПК используется номер системного блока), инвентарном номере, IP-адресе и другое. Данные следует заполнять внимательно. В дальнейшем IP-адрес компьютера в локальной сети будет использоваться для загрузки по сети обновленной информации о конфигурации программного и аппаратного обеспечения. В отдельных случаях инвентарная карточка заводится на программное обеспечение (в случае его постановки на учет в качестве нематериальных активов). В этом случае, так же как и в случае учета сетевого оборудования, не имеющего IP-адресов (switch и т. п.), часть полей должна оставаться не заполненной. Самостоятельный учет программного обеспечения осуществляется, как правило, в случае его приобретения отдельно от оборудования. При приобретении OEM-лицензий, а также при использовании свободного программного обеспечения, ПО рекомендуется учитывать в составе аппаратно-программных комплексов.
3. Технические характеристики. Заполняются в зависимости от типа оборудования. Дополнительные характеристики, не учтенные в карточке, заносятся в графу «Другое», например сведения о характеристиках лицензии на ПО, информация о характеристиках сетевого оборудования (число и скорость портов и т. п.).
4. Программное обеспечение. В случае наличия на объекте учета установленного программного обеспечения, оно должно быть перечислено в разделе «Программное обеспечение», вне зависимости от того, учитывается ли оно отдельно в качестве нематериальных активов или нет.
В ряде случаев состав аппаратных  и (или) программных средств  идентичен на нескольких типовых компьютерах или других устройствах. В этих случаях описываются типовые комплекты оборудования (программного обеспчения), Каждому комплекту присваивается код и наименование. При заполнении инвентарной карточки типовых аппаратно-программных средств указывается код и наименование соответствующего комплекта. В этом случае остальная часть карточки может не заполняться, если состав оборудования и ПО полностью соответствуют указанным типовым комплектам. Если имеются отличия, осуществляется внесение тех элементов, которые отличаются от указанных типовых комплектов или дополняют их.
Получение сведений о программном и аппаратном обеспечении.
Сведения о программном обеспечении, установленном на компьютерах могут быть получены различными способами. Для операционной системы Windows, как правило, используют оснастку, которая называется «Установка и удаление программ» или «Программы и компоненты» (или аналогично, в зависимости от версии операционной системы) и находится на «Панели управления» («Пуск»/"Настройка"/"Панель управления"/"Установка и удаление программ"). Перечень оборудования может быть получен с использованием диспетчера устройств Windows.
К сожалению, данные методы очень неудобны, так как в операционных системах компании Microsoft не предусмотрена возможность копирования выводимых в упомянутых выше оснастках сведений в текстовый файл  или в буфер обмена, не говоря уже о штатных средствах интеграции инвентаризационной информации в общесетевую инвентаризационную базу данных. Соответствующие коммерческие решения, предлагаемые компанией стоят достаточно дорого и в СБППО не входят. Кроме того, на многих компьютерах  в школах уже установлена ОС Linux, поэтому приведем другие примеры получения сведений о ПО и оборудовании на школьных компьютерах. Во всех версиях Linux можно получить и использовать сведения о составе оборудования с помощью утилит командной строки. Подробно то, как это делается, рассмотрено в статье.
Кроме того, также, как и в Windows эту информацию можно получить с использованием специальных утилит, входящих в графические оболочки. Например в AltLinux 5 Школьный Мастер, по-умолчанию используется оболочка KDE и при установке пакетов по-умолчанию, чтобы получить информацию об оборудовании, необходимо выбрать:"К" (аналог «Пуск» в Windows) / «Прочее» / «Система» / KInfoCenter (Информация о системе).
Для просмотра инфомации об установленных пакетах в системе Linux можно использовать следующую утилиту командной строки «rpm -qa». Для сохранения перечня установленных пакетов в текстовый файл, можно использовать rpm -qa >listpk.txt При этом надо находится в папке, где пользователь имеет право на запись, например в домашнем каталоге пользователя. На диске будет создан текстовый файл listpk.txt
Также, можно воспользоваться графическим интерфейсом и, например, выбрать «К»/"Настройка"/"Программа управления пакетами Synaptic". Следует понимать, что пакеты  не являются синонимами пользовательского приложения. В системе обычно установлено несколько тысяч (десятки тысяч) пакетов, большая часть из которых выполняет вспомогательные функции. Все продукты, идущие на дисках AltLinux, школы могут использовать свободно. При инвентаризации следует учитывать свободные приложения, пакеты для которых устанавливаются при инсталляции Linux и обязательно учитывать продукты, установленные дополнительно. Например Skype (школы могут использовать его на Linux как Freeware — продукт, скачав и установив соответствующий rpm-пакет с сайта производителя www.skype.com)

Реестр используемого программного обеспечения, сопроводительной документации и сопутствующих активов (Форма 2). Реестр формируется после заполнения всех инвентарных карточек на основании сведений из них, с учетом описания типовых комплектов оборудования и программного обеспечения, в случае их использования. Каждый программный продукт в реестре упоминается единожды.

Последнее обновление ( 17.01.2012 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Последние опубликованные материалы
 
 
Полезные ссылки

 
Министерство образования и науки Челябинской области
Администрация Копейского городского округа Челябинской области
 ГОУ ДПО ЧИППКРО
Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов
 
РЦОКИО г.Челябинск
 Федеральный портал "Российское образование"

 
 
Единое окно доступа к образовательным ресурусам  Единая коллекция ЦОР  КПМО

  
 

Информационное агенство
 
Учебно-информационный методический центр г.Копейска